27 мая 2012 г.

Как найти себя и свое призвание. Четыре простых шага.

Автор: Лариса Цуркан.

Как найти себя, свое дело, свое призвание - один из часто задаваемых вопросов в нашей стране.Что примечательно, его задают не только подростки - это как раз никого не удивляет, - но и вполне взрослые, казалось бы, уже сложившиеся люди.

Может быть, это характерно только для нашей страны, существенно пострадавшей в советское время, когда система навязываемых ценностей  была одним из проявлений тоталитарного режима.  Вот этому поколению как раз труднее всего "искать себя". Более того, многие этого не хотят: "Мне лучше пусть платят маленькую зарплату, но стабильно, чем рисковать и идти в бизнес". Какое уж тут призвание - где стабильно платят, там и работают, порой скрипя зубами и скрепя сердце.

Не будем отвлекаться на обсуждение этой стороны проблемы, ведь нам предстоит разобраться в приятнейшем вопросе: как искать и найти себя?
Вас не задело слово "приятнейший"? Ведь обычно поиски себя изображают и представляют мучительным процессом, с тяжкими раздумьями и упреками самому себе...
Мы с вами не пойдем этим путем. Как всегда, мы будем искать другой путь  - по  Закону наименьшего усилия.

Вот он.
 Как найти себя. Шаг первый.

Вам нравится фотографировать? Мак восточный
 Вы уже научились любить себя и проявлять эту любовь? Если нет - займитесь этим немедленно, перечитав эту статью.  Любовь к себе - это основа процессов под названием  "поиск себя" и поиск смысла жизни. И все мучения идут именно от неумения себя любить -отрицания своих ценностей, радостей и удовольствий. Найти себя - это значит найти  такое дело, занятие, деятельность, которые нам нравится выполнять и результат которых нужен людям.  Обратите внимание: все начинается с того, нравится вам это дело или нет, по душе ли, есть ли у вас к нему призвание.
В основе поисков - любовь, и мучительно раздумывают о смысле жизни только те, кто не любит себя. Так им и надо, - хочется сказать  по-детски, а если по-взрослому, то это закономерно. Так природа пытается показать человеку: раз мучаешься, иди другим путем!  Ты нарушаешь Закон Кармы. Призвание ветра - дуть, воды - течь, земли - рождать и кормить, и они не мучаются, а дуют, текут, рождают и кормят.

Только любящий себя человек будет внимательно прислушиваться и приглядываться к своим ощущениям,  а это - обязательный этап, шаг второй в пути поиска себя.

                                      Как найти себя. Шаг второй. 

В Книге для родителей ("Семь духовных успехов для родителей") Дипак Чопра пишет  о том, как простыми словами и действиями научить детей жить в русле успеха с малолетства. Для нас с вами будет очень полезно обдумать вот такие "детские" вопросы, которые надо задавать себе с завидной регулярностью, то есть каждый день:


"— Что для меня имеет значение сегодня?
— Какой талант я в себе обнаружил?
Или вам нравится декорировать? Декупаж,
 бабочки -витражные краски
— Что пришло ко мне — подарок, урок, прекрасное переживание, — что заставило меня почувствовать себя особенным?
— Что сделал я для того, чтобы заставить почувствовать себя особенным кого-то еще?

Все это простые вариации одного и того же главного вопроса: для чего я существую? "


Завидую я  (белой завистью) тому ребенку, которому " в возрасте трех-четырех лет объяснили, что существует причина, зачем он здесь," потому что его " ждет совсем другое будущее. Такой ребенок будет воспринимать поиск смысла жизни как вполне естественное занятие, как духовный эквивалент изучения алфавита. Он не будет годами откладывать это занятие, внутреннее смятение не будет доводить его до отчаяния."


Шаг третий. Фиксируем результаты. 


Как вы помните, знание обладает организующей силой. И вы однажды  удивитесь тому, что раньше не видели своего призвания, когда заведете простенькую привычку записывать ответы на поставленные выше вопросы. Каждый день, пока не увидите результат.


Заведите тоненькую тетрадку. Назовите ее так, как просит ваша душа, претенциозно или скромно: " Книга самопознания", "Я ищу себя" и т.д.
Отведите на каждый вопрос 2-3 листа, запишите вопросы на каждой странице.  Еще несколько страниц отведите для записей ответа на главный вопрос:  "В чем мое призвание???" Поставьте первую дату  -сегодня! -на каждом листе с вопросом. И пишите.


Вам поначалу может показаться, что писать совершенно нечего. В самом деле, каждый ли день мы открываем в себе новые таланты? Некоторые и за всю жизнь их не находят...
Мак восточный. Может,  Вы наслаждаетесь гармонией
 цветовых сочетаний?
Начните записи с того вопроса, ответ на который вам кажется самым легким. Например, пусть это будет вопрос "Что сегодня пришло ко мне  -подарок, урок, прекрасное переживание. Что заставило меня почувствовать себя особенным?" 


В ответ вы можете написать, например: "Сегодня я наслаждался беседой с клиентом А. Я проявил себя во всей красе! Он пришел ко мне со скандалом, сразу, с порога заявив: "У меня включена видеокамера,  я буду записывать наш разговор, и он тут же появится в интернете!" А я ему - спокойно и с достоинством:" Здравствуйте. Присядьте, пожалуйста, расскажите о своей проблеме. И не забудьте, что для съемки вы должны иметь мое разрешение - иначе это будет нарушением моих прав". Он тут же сбился и что-то залепетал насчет того, что будет просто записывать, но без видео"...
Вы можете сколь угодно подробно записать (или не записывать) эту беседу, но не забудьте записать главное: "Меня заставило почувствовать себя особенным мое умение держать себя в руках, сохранять спокойствие в конфликтной ситуации и управлять беседой".


Теперь мы с вами можем заполнить страничку с вопросом "Какой талант я в себе сегодня обнаружил". Здесь мы напишем: "талант бесконфликтного общения, талант лидера, талант психолога". Скромный пусть напишет: "Умение бесконфликтного общения, умение руководить ситуацией, умение держать себя в руках." 


Теперь поразмыслим над вопросом "Что для меня имеет значение сегодня?" Ответ: "Быть на высоте в трудной ситуации. "Разрулить" конфликт. Проявить выдержку".


И заключительный вопрос: "Что я сделал, чтобы заставить себя почувствовать особенным кого-то еще?" Вот ответ: "Я проявил уважение к клиенту. Я разобрался в его просьбе, тем самым я удовлетворил его потребность во внимании и уважении".


Шаг четвертый. Делаем выводы.

Даже  беглого взгляда на приведенные для примера записи будет достаточно, чтобы понять - свое призвание этот человек найдет в сфере, связанной с общением с людьми, причем чем сложнее будет контингент, тем большее удовольствие будет доставлять ему процесс "преодоления". Такой человек будет с удовольствием работать  и учителем, и социальным работником, и в медицине, и торговым представителем, и в иных плоскостях сферы обслуживания - здесь он будет реализовывать себя максимально полно и при этом ощущать свою полезность благодарным клиентам. А совмещение этих двух удовольствий и есть то, что мы ищем: наше  призвание. Вы можете записать его на соответствующей странице. 

Не удивляйтесь, если завтра вы, получив удовольствие от решения сложной юридической, математической или организационной проблемы, запишете в своей Книге самопознания совсем другие результаты, увидев свой талант глубоко мыслящего юриста, математика или организатора, а может быть, кулинара и декоратора, педагога и бухгалтера, читателя или писателя.  - У вас может быть море талантов и призваний! Реализуйте то, которое на сегодня кажется вам самым  привлекательным для вас и самым востребованным другим. Причем на первом месте - внимание и любовь к себе как к человеку, который ищет путь любить и быть полезным людям.

Если же вы  день из дня не находите в своей деятельности (не забудьте про хобби!) ничего, что бы вам приносило хоть какое-нибудь удовольствие (хотя мне трудно в это поверить), сначала проверьте себя на самообман: попросите близкого человека ответить на вопросы за вас. Возможно, вы просто не умеете подобрать нужное слово.

Не будем забывать, что есть и такие люди, которые склонны получать удовольствие от собственных мучений. Своеобразный мазохизм встречается на каждом шагу - матери, "отдающие всю себя детям", жены, которые живут с алкоголиком... Это опять возвращает нас к шагу первому, про любовь к себе и другим.

Но если уж и товарищ вам не помог - давайте попробуем сделать это вместе с вами. Оставьте в комментариях (смотри форму ниже) заявку на обмен письмами, и укажите свой электронный адрес (он не будет опубликован). Ваше письмо будет размещено на этом сайте (с вашего разрешения, конечно) с подробным анализом и  комментариями. Или,  пока вы будете его писать -  вам в голову придут как раз те мысли, которые и покажут вам, в чем ваше призвание!

1 комментарий: